Аслан (aslan) wrote,
Аслан
aslan

(не) Лучший горнолыжный курорт России.

Редко делаю перепосты, но в этот раз решил поделиться, потому что мало кто из КБР увидит этот пост, потому что автор записи пишет не часто и этот пост наши наверное не увидят скоро.

Оригинал взят у
segochka в Стабильность Приэльбрусья
В сентябре мы с женой вспомнили, что Новый Год - это семейный праздник и решили отметить его в кругу семьи. Круг моей семьи, если кто не в курсе, находится в Нальчике.

Обсудив этот вопрос с родными решили несколько дней провести дома и еще на 3-4 дня поехать в Приэльбрусье.
Честно говоря, мне в Приэльбрусье ехать не хотелось. Во-первых, там по-прежнему неспокойно (КТО и все дела). А, во-вторых, я еще не забыл (и вряд ли забуду) ту поездку в 2007 году.

----- начало: 2007 год -----

Как-то так получилась, что примерно в 2004 году наша большая компания друзей заинтересовалась сноубордом и лыжами. Все накупили себе железяк и давай вверх-вниз везде кататься. У меня денег не было, поэтому общее увлечение я игнорировал.

Но шло время, и однажды ребята решили поехать в Приэльбрусье всей дружной толпой и я тоже решил влиться в это лыжно-бордическое приключение.

Затарившись экипом и спустившись (что громко сказано) пару раз в Подмосковье я отправился на Эльбрус.
В Терсколе предварительно был забронирован коттедж, куда мы дружно въехали, передохнули и на следующий день отправились кататься. Ну, то есть мы думали, что едем кататься. Реальность оказалась другой.

В 2007 году на Эльбрусе была только одна маятниковая канатная дорога. И спортивный день для людей, умеющих кататься, выглядел так: 5 часов - стоим в очередях, 1 час - обед, 1 час - катание (4 спуска).

Кататься я не умел. Мои любимые друзья сказали мне "тут всё просто: вот так ты тормозишь, вот так кантуешься" и умчались куда-то вниз. И первые пару дней вместо катания на сноуборде я катался на попе, а периодически проносившиеся мимо ребята говорили: во, ну всё нормально, еще чуть-чуть и поедешь :)

Поэтому, первые три-четыре дня я одну итерацию стояния в очереди пропускал.

А позже, уже и я вкушал все прелести по полной. Вот, в архиве откопал пару фоток.

Февраль 2007, стоим в очереди на Кругозоре:

И еще один ключевой кадр, запомните его.

Это единственный туалет на станции Мир. Разделения на М и Ж нет. Впрочем, ничего нет - дверей, унитаза, ничего.

Садишься, вдыхаешь не совсем свежий горный воздух, наслаждаешься видом Главного Кавказского Хребта (и иногда других лыжников и сноубордистов) и стараешься не свалиться в дырку под тобой, потому что кругом лед и ты норовишь обрести самый незабываемый слалом в своей жизни :)

Тогда спасала клевая компания, было весело и в целом круто. Вот как-то так :)

Позже, этой же компанией мы побывали в Финляндии, Австрии, Германии, потом сами съездили в Андорру и оказалось, что горнолыжный отдых не обязательно должен быть настолько суровым.

----- конец: 2007 год -----

В итоге мне стало интересно, что же изменилось за 6 лет. И 3 января мы уже распаковывали свои вещи в Терсколе.

В этот раз сноубордический десант получился небольшой: мы с женой и брат, который только решил встать на доску. Видимо, шкрябать попой Эльбрус - это семейная черта.

Приехав на Азау в районе 10:00 мы обнаружили... очередь. Вернее, теперь очереди было две: одна на старую канатку, а вторая на новую. Помня о том, что старую канатку еще саму по себе можно долго ждать, мы решили кататься на новой и встали за абонементами.

Фишка №1
На новой канатке используются магнитные ски-пассы, как в Подмосковье и в Европе. Но!
Нельзя прийти и купить абоменент на 4 дня. Да и вообще, ни на сколько нельзя. Каждый день вы приходите к кассам, отстаиваете очередь и покупаете абонемент на сегодня: на полный день (с 9 до 16 часов, 1500 р.) или на полдня (с 9 до 13 часов или с 12 до 16, 800 р.).

Фишка №2
Вся очередь стоит в одну дверь, за которой находятся аж целых две кассы.
Я "плохо" воспитан, во мне слишком много уважения к другим людям. Поэтому, я спокойно стою в очередях, пробках и т.п. Многие люди этим не страдают и спокойно (а иногда и нет) вклиниваются в начало очереди, что еще больше увеличивает время стояния для нормальных людей. На фоне туда-сюда ездят пустые кабинки канатки. В них некому ездить, все стоят в очереди.

Допустим, что помещение под кассы одно и вот такое маленькое. Не будем обсуждать, для чего в том же здании располагается большой административный корпус.

Но что мешает на этот период организовать внешние пункты продажи ски-пассов? Заранее пробивать пачки карт на кассе и продавать людям на улице.
Это риторический вопрос, если что. :)

Простояв до 11:40 стало понятно, что смысла в полном абонементе нет, поэтому мы купили три абонемента на полдня + экскурсионные ски-пассы родителям.

Фишка №3
Экскурсионный ски-пасс позволяет один раз подняться по ветке Азау-Кругозор-Мир.
Стоимость: 800 рублей. Для спуска никуда ски-пассы прикладывать не нужно.

Очередной риторический вопрос: какой смысл выделять экскурсионные билеты, если за ту же стоимость есть ски-пасс на полдня катания? А про стоимость можно даже риторический вопрос не задавать.

Итак: простояв практически 2 часа в очереди за ски-пассами мы... становимся в другую очередь, потому что все такие же умные, купили карточки на полдня и теперь ждут, когда в 12 можно будет по ним подняться.

Канатка ходит, все вокруг стоят. Эпичная картина, как в средневековье перед штурмом замка.

В 12 вся эта тола поднимается до Кругозора и встает в следующую очередь, до Мира. Благо, она уже не такая большая из-за ограниченной пропускной способности первой линии.

Доехали до Мира, начинаем спускаться по трассе.

Фишка №4
Зельден (Австрия): 147 трасс
Гармиш-Партенкирхен (Германия): 62 трассы
Пас Де Ла Каса (Андорра): 55 трасс
даже мелкий и низкий Юлляс (Финляндия): 43 трассы

Внимание! Эльбрус: 2 трассы

Причем, давно не было снега и по трассе Кругозор-Азау нормально кататься было невозможно - лед, трава и камни... ооочень много камней.

Казалось бы, что тут такого? Так бывает. Давно не выпадал снег, какие могут быть претензии?
Но в марте мы около недели катались в Андорре.

За две недели до нас и за неделю нашего пребывания на курорте не было никаких осадков. Кроме того, температура была около +5 градусов.
За день все таяло на глазах и к концу дня кататься было не очень комфортно, потому что катание на сноуборде превращалось в серфинг.
Но каждое утро все склоны снова были в снегу.

И здесь, наверное, дирекция Приэльбрусья решит, что без черной магии дело не обошлось.
Поспешим их разочаровать.

Каждый вечер после закрытия курорта на всех трассах включались пушки и десятки ратраков возили и раскатывали снег по склонам, чтобы наутро люди, платившие за абонементы меньше, чем на Эльбрусе, снова могли получать удовольствие.

На Азау тоже есть пушки. Их целых пять и они стоят в самом низу выката, у начала канатной дороги. При этом, не факт, что их кто-то включает.

И десятки ратраков тоже есть. Только они выполняют роль такси, а не сервисных машин. За 500-1000 рублей вас поднимут выше канатной дороги, чтобы вы могли съехать по снегу, а не по камням.

А вечером на горе виднеется одинокий фонарь. Видимо, все-таки есть какой-то ратрак - белая ворона. :)

Ой, кстати.
Ведь на Эльбрусе есть еще кресельная канатка от Мира до бочек. Но:

Фишка №6
15 декабря ее закрыли на ремонтно-профилактические работы, о чем внизу висит очень официальная и серьезная бумажка. Между прочим, с подписями с печатями, не хухры-мухры!

Разумеется, когда же еще чинить канатную дорогу, если не в сезон :)

По единственной трассе мы старались не кататься , т.к. на ней было много новичков и не хотелось рисковать собой и ими.
Мы уезжали с трассы вправо, куда новички не могли заехать, и там было прекрасно: снег, скорость, все дела.

Вот место съезда с трассы.
Кстати, сколько лыжников, спускающихся боком, а не съезжающих, вы видите?

А все потому, что им негде перекантовываться на лыжах, там лед и камни. Есть риск остаться без лыж, потому и корячатся так.
А на доске не покорячишься, обе ноги заблокированы.
Так что "йу-хууу" вниз по камням с надеждой, что они не сделают тебе вместо одного сноуборда две лыжи.

В общем, основное наше катание происходило вне трассы. Но к канатной дороге по-другому никак не подъедешь, приходилось на трассу возвращаться.

И здесь наш ожидают:

Фишка №7
В самом конце трасса представляет из себя траншею шириной около 6 метров, напичканную камнями.
И вот вся эта толпа сверху, включая новичков, пытается там лавировать, все падают и лежат. Зачастую, никакой возможности объехать их нет.

Фишка №8
А объехать их очень надо, потому что после спуска следует небольшой подъем и, если ты не успеваешь набрать скорость, то на доске нет возможности на него заехать. Нужно выстегиваться и топать пешком до спуска к канатке...

Фишка №9
...а там тебя ждет толпа таких же пешеходов и укатанный в камни и лед небольшой спуск. И у тебя два варианта: встегнуться и проехать 50 м по камням или спускаться пешком, поскальзываясь и падая на этом самом льду.

Давненько мы с вами риторических вопросов не задавали.
Что мешает взорвать часть скал под канатной дорогой, расширив этот участок спуска, и организовать ровный градус уклона до канатной дороги?
Это же простая и недорогая (в рамках бюджета курорта, разумеется) работа. Дел приблизительно на месяц.

В итоге, обе наши доски сильно убились, причем моя дважды.
Уже на второй вечер я отставил ее для заточки кантов и парафина, потому что даже снег кантами не резался. И перед отъездом посмотрел, та же картина с кантами + вся плоскость в вырванных кусках пластика. Доску не сильно жалко, она у меня давно. Но думаю, без Эльбруса еще пару сезонов она бы отлично меня покатала.

Отдельно упомянем сопутствующий сервис.
Если коротко: его нет.

Помните туалет со второй картинки? Это по-прежнему единственный туалет на Мире :)

На Кругозоре поставили будку с платным туалетом. Я сначала не обратил внимание на то, что он платный, за что был яростно обруган его хранительницей. И лишь мой весьма ограниченный запас добрых слов на балкарском языке позволил унять эту бурю в сортире стакане.

На горе мы пару раз обедали только на Мире и по-большому счету к кафе претензий нет.
Да, ждать долго, но это не удивительно при таком количестве народа.
А, люди там работают хорошие. Вежливые (насколько это возможно в условиях аврала) и доброжелательные.

-----

Кстати, я провел небольшой соц. опрос среди туристов (ну а чем еще в очередях то заниматься). Спрашивал, как здесь людям и почему они приехали сюда.

Большинство было в первый раз и склонялось к мысли, что в последний.

Еще несколько людей приехали в Приэльбрусье, потому что по разным причинам не имеют возможности выехать за пределы России. По их словам здесь лучше, чем в других местах (цитата: в Кировске низко, в Домбае еще хуже, чем здесь).

Вот такие дела.

-----

Какие-то странные ваххабиты периодически пишут мне в личку, что приедут и отрежут мне голову за то, что я как-то однобоко и негативно пишу про Кабардино-Балкарию.

Я не согласен ни с негативом, ни с отрезанием головы, но этот пост действительно каким-то грустным получился.

Так вот, уважаемые ваххабиты!
В этот раз я честно-честно изо всех сил искал позитив во всей этой истории и получилось следующее:

1. Приэльбрусье по-прежнему одно из красивейших мест на Земле. Чем старше я становлюсь, тем больше восхищаюсь природными красотами Кабардино-Балкарии.

2. Большинство местных жителей - открытые и доброжелательные люди. Многих испортили большие деньги и нездоровая обстановка, но кавказское гостеприимство здесь еще не забыто. Хватит лазить по горам и стрелять и чужих, и своих. Возвращайтесь домой, развивайте Балкарию как туристический объект и все будут счастливы.

3. Кухня по-прежнему потрясающая.

Краткие итоги:
1. Наш Президент может гордиться. Даже в такой нестабильной республике наблюдается потрясающая стабильность, как он и хотел.
2. Премьеру, радеющему за развитие курортов Северного Кавказа, стоит съездить туда не с плановой поездкой по Красной Поляне, а внезапно и на Эльбрус.
3. А мы, пожалуй, в ближайшие 10-20 лет туда больше ни ногой.

Вместо P.S.: Бюджет поездки для обычных туристов, не знающих местных хитростей, немного меньше той же Австрии. Проще подкопить денег и поехать наслаждаться отдыхом и сервисом в Европе, чем поддерживать такого отечественного производителя.

Не знаю как скоро за Приэльбрусье возьмутся нормальные хозяйственники и сделают из него конфетку, а не место, которое в большей степени отталкивает туристов, чем привлекает. Хотелось бы, чтобы это было скоро, но видимо не скоро, потому что через год Олимпиада, а воз и ныне там. Приедет в 2014 году куча людей к нам в горы, разочаруются сервисом и будут как и прежде ездить в Европы.

Это у Приэльбрусья такая скрытая реклама европейских курортов получается? Может наши чиновники вкладывают "заработанные" деньги за границей, и специально оставляют все как было в советском союзе?
Tags: перепост, приэльбрусье

• Вид из окна

Была у меня как-то давно рубрика, вернее не рубрика а закрепленный пост, в котором мои френды делились своими видами из окна. Со времени публикации…

• Туристическая карта горной Ингушетии

Мой друг Тимур Агиров закончил большой труд - туристическую карту Джейрахского района Ингушетии. Если вдруг вам интересна эта тема обращайтесь к…

• Маска индивидуального применения LG Puricare AP300AWFA

Вот такой гаджет чуть более месяца назад пришел ко мне на тест. Это маска от LG, в которой мне кажется я смахиваю то ли на Шредера из…

Buy promo for minimal price.