Аслан (aslan) wrote,
Аслан
aslan

Categories:

Мухаджиры в Турции: кавказское гостепреимство на чужбине

Оригинал взят у cheger в Мухаджиры в Турции: кавказское гостепреимство на чужбине
  Если вы бывали на Западном или Северо-Западном Кавказе, в Абхазии, например, то пейзаж на заглавном фото этого репортажа покажется вам до боли знакомым: приморский воздух, невысокие горы, покрытые орешником, виноградом, инжиром, домики с четырехскатной крышей, большой верандой и большой лестницей, ведущей на неё. Но это не Абзахия, а Турция - противоположное побережье Черного моря. Именно здесь, недалеко от Стамбула (на самом деле таких мест было много по всей Турции), селили мухаджиров - вынужденных переселенцев из  Черкесии - главного врага Российской империи на Северном Кавказе в 19 веке. Вообще, изначально, мухаджирами называли переселенцев в г. Ясриб (будущая Медина) из г. Мекка под предводительством пророка Мухаммеда, первых сторонников ислама, вынужденных бежать от преследований язычников. Однако в более широком смысле слова это любе вынужденные переселенцы-мусульмане, в данном случае эт мусульмане Кавказа, в XIX веке бежавшие в Османскую империю под натиском российских войск в результате серии поражений Турции (на стороне которой они выступали в ряде войн, надеясь вернуть независимость от России), а также в результате Кавказской войны. В частности, абхазы, черкесы и убыхи, вынужденно переселившиеся в Турцию после окончания войны.

    Это было очень массовое явление, как утверждается, до четверти всего населения Анатолии  - потомки мухаджиров. Для России все началось ещё после завоевания Россия Крыма, когда крымские татары решили переселиться в Османскую империю, не желая оставаться под властью христианского государства. Эмиграция в Османскую империю была не только мусульманской. Сотни русских старообрядцев, бежав от реформ Петра I и Екатерины поселились в Добруже, вдоль Дуная и на побережье Черного моря. Более крупная волна эмиграции была вызвана Кавказской войной. К 1864 году Российская империя установила контроль над горной частью Кавказа. Вероятно до 1,2 миллиона мусульман, включая целые племена, бежали в Османскую империю от российского владычества. Часто это бегство было вызвано террором местного населения со стороны русской армии, а также грузинских и казачьих нерегулярных формирований.

 photo IMG_4259.jpg



    Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали адыги (шапсуги, темиргоевцы, абдзахи (абадзехи), натухайцы, бжедуги, кабардинцы и др.) и абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, тамовцы, шахгиреевцы). При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла царские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.

    Командующий российскими войсками на Кавказской линии генерал А. А. Вельяминов в докладной записке командиру отдельного Кавказского корпуса барону Г. В. Розену от 20 мая 1833 года писал о стратегии колонизации черноморского побережья:

"     - занять устья рек, впадающих в Чёрное море, дабы горцы не могли получить жизненных потребностей от турок;
      - главное и надёжное средство к прочному владению горами и покорению обитающих в оных народов состоит в занятии укреплениями важнейших в топографическом отношении мест;
      - средство ускорить покорение горцев состоит в отнятии у них плоскостей и занятии оных казачьими станицами;
      - истребление полей их в продолжение пяти лет кряду дает возможность обезоружить их, тем облегчить все дальнейшие действия."

   
Сейчас главная набережная в Сухуме названа в честь мухаджиров.

Чем не абхазское побережье: инжир, море и ежевика?
 photo IMG_4100.jpg

    В 1861 году российский император Александр II лично прибыл в Кубанскую область. Делегация «немирных» абадзехов, шапсугов, убыхов подала ему письменное прошение, в котором выражалась готовность к миру и покорности взамен на неприкосновенность земель и уклада. Российский император, как отмечается в различных более поздних публикациях, ответил: «Выселиться куда укажут или переселиться в Турцию».

    В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Е. П. Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А.П.Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5 000 семей.



    Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев», тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.

    Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней. Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжеры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди эмигрантов также и в пути. На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге, султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жён, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях



    Период национально-освободительного движения в Турции 1918—1923 гг., Мустафа Кемаль (лидер турецкой революции) придавал большое значение структурированию отношений с черкесской общиной, что отражено в его воспоминаниях.

    В 1923 году, Великое Национальное Собрание Турции во главе с Кемалем Ататюрком попыталось провести массовые репрессии над анатолийскими черкесами: борьба развернулась вокруг проекта депортации черкесов из западных районов Анатолии в восточные, причем депортация предлагалась в наиболее безжизненные места. А ниже фото Ататюрка с черкессами.





    Сейчас потомки мухаджиров мирно проживают как на черноморском побережье страны, так и ее центре. Чтоб посмотреть на их жизнь, я съездил в ближайший к Стамбулу район - Дюздже. Немного про него я уже рассказывал в посте  "Акчакоджа, или как турки отдыхают сами".  Это совсем небольшой ил, в котором проживает около 300 тысяч людей, однако внутри Турции он носит прозвище «Объединённые нации Турции» за исключительное разнообразие этнического происхождения его жителей: турки, адыги (черкесы), абхазы, чвенебури (грузины-мусульмане), лазы, цыгане, иммигранты с Балкан, а также курды и зазаки.

    Кстати, имено у Турции полностью исчезла такая народность, как убыхи, а вместе с ними и убыхский язык, на котором говорили до начала 1990-х годов. Последний известный носитель языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году в Турции. Убыхский язык известен своей уникальной фонетикой — в нём 84 согласных звука (из которых четыре употреблялись только в заимствованных словах) и лишь два гласных («а» долгая и «а» краткая)

Последний убыхский князь Керантух Берзек


    Главное достояние этого ила - лесной орех, и я попал как раз во время сбора урожая. Я помню как в детстве, приезжая в дедушке и бабушке в Сухуми в конце сентября мы с дедом ходили недалеко в горы и приносили целые мешки ореха, потом вываливали их на крыше гаража и ждали пока просушится. Тут делают все точно так же, только в более крупном масштабе!
 photo IMG_4103.jpg

    Вообще, в районе Акчакоджи проживает больше лазов, нежели черкесов или абхазов. Это по-настоящему открытые и очень дружелюбные люди, которые сразу набили мне рюкзак орехами.
 photo IMG_4105.jpg

Все дворы, улицы, крыши строений - все завалено орехами
 photo IMG_4108.jpg


 photo IMG_4110.jpg

В каждый двор, куда я заглядывал, меня сразу приглашали зайти попить чай и обязательно давали пакет орехов.
 photo IMG_4111.jpg

Общаться очень трудно, так как по-английски тут никто не говорит, но понемногу, на пальцах и используя гугл-транслейт, объясняю, что я сам родился в Абхазии
 photo IMG_4113.jpg


 photo IMG_4138.jpg


 photo IMG_4126.jpg

Вот эта пара, услышав, что я не смогу с ними попить чай (хотя мы совершенно не говорили на языке друг друга), решили меня обеспечить едой до конца дня
 photo IMG_4134.jpg

Надавали мне помидоров, инжира, бастурмы, орехов, сыра
 photo IMG_4159.jpg


 photo IMG_4144.jpg

Характерные дома
 photo IMG_4117.jpg


 photo IMG_4250.jpg


 photo IMG_4166.jpg


 photo IMG_4167.jpg

    А вот эта семья мне решила полностью показать свое хозяйство. К моему счастью у них была дочка, лет 15, которая более-менее говорила по-английски и немного помогла понять, что у них тут к чему.
 photo IMG_4168.jpg

Вся семья собиралась обедать, но завидев меня, сразу накормили каким-то супом, который я так и не понял из чего сделан
 photo IMG_4170.jpg


 photo IMG_4177.jpg

Моя переводчица
 photo IMG_4183.jpg

    Эта семья - тоже семья лазов. Говорят между собой они по-лазски, хотя хорошо и турецкий знают. В свое время их насильно пытались ассимилировать, что, в общем-то, довольно успешно было реализовано, однако совсем они с корнями так и не расстались. Хозяйство почти у всех своё - огород, сад, скотина, пчелы, ещё и рыбалкой многие занимаются
 photo IMG_4200.jpg


 photo IMG_4207.jpg


 photo IMG_4225.jpg


 photo IMG_4237.jpg

Вот так вот они тут и живут, уже и не думая вернуться на свою историческую родину... photo IMG_4254.jpg

Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments